Заявление группы из Краснодара о выходе из состава Автономного Действия
Мы напоминаем обо всем этом не для красования или выпячивания своих "заслуг" перед организацией (тем более что в последние годы нам нечем особо хвалиться...Мы признаем, что не можем пока найти адекватные формы сопротивления в эпоху массовой пассивности и окружающего АД-Краснодар контроля), а для того, чтобы лучше, но в самых общих чертах, прояснить ситуацию, связанную с нашим решением.
Итак, несмотря на то, что "официальная" позиция АД нами разделяется, мы уходим. Дело в том, что на наш взгляд, значительное большинство участников АД сегодня фактически отказались от такой позиции (если не теоретически, то практически), произошло идейно-практическое разжижение. Все наши последние попытки, направленные на развитие и конкретизацию изначальной идейной базы АД (которая нуждалась в большей логической последовательности), большинством отвергаются. К примеру, на последнем съезде не прошло ни одно из наших предложений, даже одобренный в основе ранее текст "Чего мы хотим?" (один из его вариант, кстати, до сих пор висит на сайте и представляет нашу организацию гостям и новичкам;)).
Более того, на последнем съезде было принято постановление о возможности союзничества и совместно организованных действий с авторитарными политическими силами, которое вполне позволяет на местах даже союз с ультраправыми и сталинистскими политиканами. На наши просьбы пояснит смысл одного из положений постановления, прозвучавшие как до съезда, так и после, никто не откликнулся. Как же так?! Люди сочиняли и принимали постановление (47 человек - ЗА!!!) и не могут объяснить свое же решение! Вообще такой расклад голосов внутри АД против позиций краснодарцев по столь важным для нас вопросам заставляет АД-Краснодар сделать выводы против дальнейшего пребывания в организации.
АД-Краснодар уже давно не видит для себя возможности таких форм практической деятельности, которые в настоящее время господствуют в рамках АД (оборонительная, реактивная по сути, а не наступательная позиция, "активность ради активности", часто под реформистскими лозунгами или сугубо ритуальная - пикеты, демо, граффити, плакатики и
т.п.). Такие формы и сам подход нам кажутся глубоко бесперспективными и способными сегодня лишь психологически разгрузить самих участников или привлечь экзальтированных нефоров (мы здесь не имеем ввиду некоторые акции прямого действия на глазах или совместно с трудящимися). Мы это все уже проходили... Такая прореформистская и легалистская "активность ради отчетности" с неизбежностью приводит АД к потере собственного лица, растворению в общеоппозиционном правозащитном и левацко-антифашистском болоте. Кстати, именно такая деятельность закономерно подтолкнула АД к возможному и реальному сотрудничеству с авторитарными и пролиберальными политическими силами, превращает социально-революционную на словах организацию в радикальное крыло НКО, социал-реформистов, антиглобалистов и прочих прокапиталистических левых. Безусловно, все это сугубо наш взгляд на ситуацию. Кому-то он может показаться несправедливым, но он есть.
Мы, кстати, поддерживаем желание ряда групп отказаться от субкультурно-пафосного характера движения, который еще продолжает определять во многом стиль и содержание либертарных инициатив. Но этот отказ видится нам не как переход к "политическому реализму", тактицизму, "социальщине", якобы ради того, чтобы быть "понятными" "реакционным массам" населения. В конце концов, такая стратегия приводит к забвению социал-революционного характера движения, целостной и тотальной критики системы. Мы уверены, что та часть либертарного движения, которая находится в плену антиинтеллектуального и фрагментированного по секторам активизма, никогда не сможет порвать на теоретическом и практическом уровнях с господствующим социальным порядком. Более того, ему суждено быть радикальным прикрытием капитализма слева, оставаясь "солидарностью без перспектив и реформизмом без реформ". Нам же видится, что наоборот практико-тактическая внешняя активность должна усиливать наши антиавторитарные и коммунистические позиции, а не ослаблять их, приближать нас к нашим целям. Для нас важна теоретическая ясность условий либертарного коммунизма, ведь она такая же неотъемлемая составляющая движения за новую человеческую общность, как и самоорганизованная, но тотализирующая активность угнетенных. Капитализм должен быть подвергнут глубочайшему разрушению, а существующие социальные отношения радикальной трансформации.
Компании, которые организуют ряд активных групп АД, их форма и содержательное послание обществу, в своей сущности не подвергают сомнению существующую капиталистическую систему воспроизводства товарного общества наемного труда и политической иерархии. Они лишь объективно подправляют фундамент капитализма, из которого и черпает свою силу весь тот беспредел, против которого направлены эти акции и
компании.
Да, краснодарцы своими малыми силами в эпоху репрессивной пассивности масс, тем более находясь под неусыпным контролем фекальных органов (двое из троих участников группы были осуждены с подачи этих органов), не могут, к сожалению, сами продемонстрировать пока реальные примеры по-настоящему революционной стратегии и тактики. Поэтому мы осознаем ущербность и неполноценность своей критики и признаем многочисленные упреки товарищей (хотя подлинно революционную тактику невозможно продемонстрировать каким-либо образом в эпоху реакции и отсутствия массовых социальных движений). Но даже с учетом нашей практической пассивности, наша позиция не становится ложной или неверной.
Мы пришли к выводу, что большинству адешников социальная глобальная трансформация видится сугубо с формальной, поверхностной, политической стороны, как "радикальная демократизация" существующего. Мы же представляем ее как коммунизацию всех сфер общественной жизнедеятельности. Многие в АД при всем этом переходят на анархо-большевистские организационные принципы, перечеркивая тем самым федеративный и самоуправляющийся характер АД (странно, что при этом в общество те же самые товарищи продолжают транслировать идеи автономии и самоуправления, которые нами, кстати, считаются, мягко говоря, недостаточными). Невозможно вылечить содержательную нищету и раздрай сугубо мерами оргформализма.
Именно прореформистская практика и тактика приводит к поверхностному анализу капиталистической и политической системы, который в свою очередь с неизбежностью толкает к поддержке и в объятия НКО, профсоюзов, "гражданского общества" и т.п. Между тем, уже чуть ли не сотню лет, как последние являются важными интегрирующими институтами капиталистической системы. Такая тактика также не может найти нашего понимания.
Мы считаем, что надо искать взаимодействия с трудящимися и добиваться идейно-практического влияния на угнетенных, конкретных людей, терпящих непосредственно эксплуатацию и господство, а не искать опору и поддержку у самозваных политических (авторитарные партии), экономических (профсоюзы) и социо-культурных (НКО) посредников и представителей. Либертарный коммунизм, кроме прочего, это социальная организация и революционное движение, лишенные институтов посредничества и представительства. Это коммуна в развитии, где люди взаимодействуют и решают все проблемы сообща, лицом к лицу.
Для нас "самоуправление" (пусть даже супер-пупер "рабочее"), "прямая демократия", "бесплатное образование", ТОСы и ТСЖ, даже "обобществление" и "участие в принятии решений" сами по себе не являются какими-либо синонимами для либертарного коммунизма или даже непосредственным путем к нему. Либертарный коммунизм - это ДРУГОЕ БЫТИЕ людей, содержательное изменение их жизнедеятельности, а не общественное управление существующей деятельностью!
Скорее всего, мы согласимся, что наша позиция в рамках сегодняшних реалий непрактична и неэффективна в рамках "реальной политики", но мы убеждены, что только она рано или поздно позволит сделать шаг к свободному от наемного труда, социального отчуждения и политической иерархии обществу - либертарному коммунизму.
Кстати, мы видим серьезные позитивные моменты для АД в факте нашего ухода. Во-первых, теперь возможно укрепить некоторым образом единство в рядах, так как"ультралевых" стало совсем мало;)), да и антицентралистов поубавилось. Это позволит во-первых, быстрее выработать и принять программу организации, укрепить дисциплину и повысить оргэффективность, во-вторых, мы своим уходом избавляем АД от "бесполезной группы, не устраивающей акции". Да, еще, может каким-то образом наш уход связан и с тем, что средний возраст краснодарцев - более 35 лет.... Кто его знает...
В заключение заметим, что, покидая АД, мы остаемся участниками Группы либертарных коммунистов (ГЛК) и конфедеративного Социально-революционного Движения (СРД). На наш взгляд именно эти группы, несмотря на все свои недостатки, полнее всех других отвечают идеям и изначальному замыслу АД. Можете считать, что мы в каком-то виде так и остались по духу адешниками)).
Мы оставляем за собой право на критику "автономного либертарного движения", как агента капитала, и радостное для всех описание его, как процесса взрывной коммунизации атомизированного товаром общества и расчлененного работой мира.
ПРОТИВ ВЛАСТИ, КАПИТАЛА И НИЩЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. ЗА ВОЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ, САМОУПРАВЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ!
9 октября 2010 г.