пятница, 7 августа 2009 г.

Панк Банда как Анархистский Коллектив

Составлено двумя специалистами коллектива Саthагsis

Взято из Inside Front, reunion issue #¥ 2003

Специализированные роли, идеологическая централизация и временная диктатура Солиста

Похоже, одна модель поведения повторяется снова и снова в случае «политической банды»: солист против всех остальных. Кто виноват в том, что такая ситуация возникает?
Разделение труда означает, что каждый участник банды специализируется на своём инструменте - и часто на аккомпанирующей роли, связанной с инструментом. Наиболее сильно обычно это влияет на солиста, что подтверждается теми же шутками о басистах.


Вопрос: Как вы называете того
человека, который тусуется с
музыкантами из банды?
Ответ: Басист.


Вопрос: Почему басист
проторчал всю ночь на
крыльце?
Ответ: Он не знал, каk войти.


Вопрос: Сколько нужно
солистов для того, чтобы
заменить перегоревшую
лампочку?
Ответ: Один - он держится за
лампочку, а весь мир вертится
вокруг него.


Вопрос: Сколько нужно басистое
для того, чтобы заменить
перегоревшую лампочку?
Ответ: А кого это ебёт?



Вероятно, уже в силу своего темперамента общительный/ая и экспрессивный/ая, солист/ солистка оказывается в такой роли, которая предполагает, что, используя слова и мысли, он или она представляет всю банду целиком. Именно от него/нее все ждут текстов и разъяснений, сопровождающих песни, интервью также часто адресуются ему/ей, товарищи по банде рассчитывают, что он/она назовёт песню, пока они настраивают свои инструменты. Всё это способствует усилению свойственных ему/ей авторитарных тенденций (не будем обманывать себя - все мы в той или иной мере обладаем ими), и вскоре, роль эдакого оратора становится естественной.


Лучший аналог здесь - Коммунистическое Государство. Солиста можно сравнить с Партией, чьё Бремя Белого Человека - заниматься воспитанием Массы, начиная, естественно, с Пролетариата его собственной банды, т.е. остальных участников, тех, кто фактически производит полезный продукт (музыку, без которой не было бы банды). Он, конечно, всего лишь оглашает существующий политический курс, который ещё не осознаётся Массами. Солист - это Авангард, что и наделяет его необходимой ответственностью для того, чтобы руководить их трудом, представлять их интересы, делать заявления от имени группы и т. д.
Способность выражать свои чувства с помощью слов, публично высказывать своё мнение, с ходу отчётливо и ясно выдавать сложные идеи - всё это, безусловно, ценные навыки, но проблема не в том, что ими обладает именно солист, а в том, что способ функционирования банды, похоже, развивает их только в одной личности, но не во всех. Солист может замечательно проговаривать и организовывать то, что необходимо сказать и организовать, он или она может быть, коли на то пошло, тем, кто берёт на себя самую большую ответственность, например, во взаимоотношениях между бандой и другими людьми (когда нужно отблагодарить людей, одолживших оборудование, или быть представителем банды для принимающей стороны, других банд и т.д.) - но такая специализация обычно не бывает устойчивой и никогда не бывает здоровой. Между различными классами в банде появляется напряжение, раз у них различные интересы, соответствующие их различным ролям. Если серьёзно, сколько банд распалось из-за того, что разногласия между солистом и остальными участниками банды стали невыносимыми?

Если этот сценарий будет разворачиваться наихудшим образом, ваш Солист преобразится в Диктатора. Обязательства, точно так же как и ответственность, задают одно и то же направление движения, как только эта модель поведения закрепилась. Чем больше конкретный человек что-нибудь делает, тем больше он или
она знает, как это следует делать, и чувствует свой личный вклад в то, что делается, - и тем меньше делают что-либо все остальные. Что ещё хуже, в этом человеке появляется нежелание доверить другим людям часть своей ответственности - как только остальные перестают осознавать, сколько ещё работы предстоит сделать и чего всё это стоит. Диктатор обвиняет остальных в том, что они не способны взять на себя ответственность за вещи, о существовании которых они не имеют ни малейшего представления; все остальные обвиняют Диктатора во враждебности и обидчивости, и для того, чтобы понять эти его чувства, им недостаёт осознания контекста их возникновения.
Здесь стоит прояснить, что данный Солист вовсе не обязательно должен быть Вокалистом какой-либо банды в прямом смысле этого слова - Солистом может быть и гитарист, и человек, играющий на бубнах, и даже басист (!), который играет эту роль. Блядь, ваш реальный вокалист может быть самым молчаливым, замкнутым, безответственным человеком в группе. Феномен Солиста - это социальная болезнь, которая, конечно, очень часто глубоко сидит в вокалистах, но она проявляется где угодно (как даже в отношениях между женщинами случается, что одна из них играет роль Мужчины). Затея с инструментальной бандой может закончиться тем, что кто-то из ее участников станет этим Вокалистом, несмотря на то, что банда то инструментальная, - в этом заключается опасность любого разделения труда, даже самого неформального и случайного. Если уже на то пошло, бывает, что сначала один участник выставляет себя Вокалистом, затем эту роль берёт на себя кто-нибудь другой.
Так как же нам защитить самих себя от этой раковой опухоли? Тут возможен реформистский подход: пытаться держать Солиста под контролем с помощью постоянной обратной связи и заставлять всё время оправдываться за привилегированную позицию и власть, которой наделяет роль Солиста, и т.д. Есть ещё и радикальный подход: изменить саму структуру банды как единого целого - искоренить Солиста как музыкальную или организационную роль, передавать его функции по очереди от участника к участнику, создавать банды, в которых каждый будет солистом. Правда, любая из этих стратегий не может работать без другой: никакая радикальная реструктуризация формата банды не может сама по себе свести к нулю последствия того, что мы десятилетиями испытывали на себе влияние условий, способствующих зарождению любых иерархий; и в то же время, глупо думать, что люди, составляющие структуры, которые способствуют специализации и централизации, могут вести себя иначе просто потому, что они так себе решили.

Гармония, а не единство

Многие политически сознательные панки подходят к делу формирования банды с идеей, что для того, чтобы работать вместе, быть (выглядеть) искренними и т. д., все участники политической банды должны разделять особую политическую платформу, конкретный стиль жизни и строгий кодекс поведения. А вам ещё казалось ужасным, когда всех стригли под одну гребёнку в средней школе! Приходится вновь и вновь повторять, что «радикальные» идеологии, не позаботившиеся о том, чтобы покончить с иерархией (как, например, Коммунизм), и требовавшие, как показала история, такой стандартизации от своего рядового состава, не привели в результате ни к чему, кроме бесплодных движений, произведений искусства и сообществ; анархистское мышление, напротив, предполагает, что разнообразие необходимо для существования любой здоровой экосистемы или организации. Большее разнообразие даёт больше источников для вдохновения и идей для заимствования, и способствует тому, что музыка получается лучше; а так как человеческие существа всегда разные, даже когда пытаются достичь какого-то среднего уровня, то любая система ценностей, поощряющая конформизм, может породить только нечестные и поверхностные отношения и проекты.

Коллектив эдаких клонов может научиться делать хорошо только что-то одно, в лучшем случае; круг уникальных индивидуальностей может делать множество различных вещей, дополняющих друг друга. Лучшие банды - те, которые используют общую сумму того, что может дать каждый/ая из таких разных участников. А не те, участники которых ограничивают себя лишь тем, что у них есть общего. Панк-рок обязан некоторыми из величайших своих моментов тому, что банды, которые вот-вот «должны были» развалиться из-за разногласий, связанных с идеологией или искусством, всё же держались вместе достаточно долго для того, чтобы создать ещё один прекрасный, эклектичный шедевр. Не сопротивляйтесь, когда ваш ударник заморачивается техно-ремиксами, басист выдумывает подходящие костюмы, а гитарист разрабатывает постмарксистские толкования принципа импровизации, и увидите, что получится: та пластинка Conflict, которой вы восхищаетесь, как примером потрясающего политического и художественного единомыслия, уже была записана.

Начинать с разнообразия так же важно, как и способствовать ему. Конечно, каждая личность уникальна, и может так случиться, что между двумя людьми из одного и того же окружения, будет больше расхождений в личных качествах, навыках, и опыте, чем между двумя индивидами из различных демографических групп, - так ведь это может быть очень здорово для банды, когда в её состав входят представители разных полов, социальных классов, народов, рас и культур. Если люди из такого различного окружения учатся понимать и уважать взгляды друг друга, дополнять силу и слабости друг друга, и формируют симбиотические взаимоотношения на основании своих отличий - то это и есть революция в действии, даже если такая ситуация и кажется сперва сплошной проблемой.
Должно быть само собой разумеющимся (по крайней мере, для читателей этой статьи), что бандам, в состав которых входят люди, очень сильно отличающиеся своим происхождением в смысле привилегированности, придётся чрезвычайно много потрудиться над тем, чтобы они научились работать как равные. Модели поведения, воспроизводящие подавление: когда люди, вышедшие из среднего класса, стремятся взять в свои руки организационные вопросы, выходцы из рабочего класса - выполнять физическую работу, а мужчины принимают решения, исключающие мнение женщин, и т. д., - приходят вместе с нами в наши банды из иерархичного мира, в котором мы выросли; так превратим же банды в социальные лаборатории, в которых мы будем учиться ломать эти модели, готовясь к тому, чтобы разрушить этот мир.

Сделай так, чтобы эти автономные зоны расширялись!

Само по себе здорово, когда внутри банды достигнуты неиерархичные отношения, отношения взаимной поддержки, но от этого мало пользы для всего остального мира, до тех пор, пока это не помогает остальным достичь того же самого. Здесь мы должны обратиться к той роли, которую банды, даже панк-банды, играют в обществе спектакля.
Вернёмся к Солисту. Наблюдая за тем, как играет банда, люди, которые пришли на концерт, зачастую бессознательно идентифицируют себя с солистом, точно так же, как зритель в кинотеатре идентифицирует себя с героем на экране, или читатель - с главным персонажем романа. Это объясняет, почему столько людей охотно спускают заработанные тяжёлым трудом деньги на записи артистов хип-хопа, которые бахвалятся тем, как много они получают от продаж пластинок, - ведь слушатель идентифицирует себя с МС, а вовсе не с жертвой его схемы для выколачивания денег, по крайней мере, пока звучит альбом. Такой перенос и растрата деятельностной энергии - основная причина бессилия сегодняшнего среднестатистического Джо: способность быть творческим человеком проецируется на удачливого романиста, способность заниматься спортом - на звезду баскетбола, способность делать историю - на политика.
Проблема для музыканта-анархиста в том, как найти способ вдохновлять слушателей на самостоятельное творчество, а не подавлять их творческие способности. Это трудно, потому что в случае панк-банды мы имеем дело со специализированной, возможно, поднаторевшей в технике группой людей, создающей то, что в сущности является спектаклем, «шоу». Делать эти шоу малочисленными, чтобы те, кто играет, и те, кто приходит на концерт, могли взаимодействовать, а не только исполняли эти стандартные роли, - вот одно решение; организовывать выступления так, чтобы они требовали или провоцировали участие публики - ещё одно. Чрезвычайно важно сохранять скромность и расширять все те способности, которые вы развиваете у себя, и у всех остальных. В конечном счёте, наша цель должна заключаться в том, чтобы сделать панк-сообщество похожим на широкий и открытый круг, в котором из рук в руки по цепочке передаётся микрофон, - в нём каждый будет иметь возможность привлечь внимание всех остальных к своим творческим порывам.

Финансы

Капитализм, конечно, также играет на руку этому разделению на артиста и публику. Панк-банде, которая пытается существовать в условиях капитализма, необходим чёткий анализ тех вызовов, с которыми её участники могут столкнуться, и тех компромиссов, на которые они согласны будут пойти, если хотят быть анархистами не только на словах, но и на деле. Вот почему мы, панки, всегда стараемся удерживать цены на свои записи на низком уровне и регулируем плату за вход в зависимости от того, сколько человек реально может заплатить, и презираем все эти поиски массовой популярности.
Пример с артистами хип-хопа, о которых речь шла выше, распространяется, конечно же, не только на них одних, они - только одна из тех групп людей, которые обладают временем и другими ресурсами, чтобы сосредоточиться на своём искусстве, тогда как все остальные вынуждены вкалывать, чтобы зарабатывать деньги на еду, квартиру и - их записи. Мы, панки, выработали антипотребительскую этику, этику, отрицающую рок-звёзд, чтобы создать такую ситуацию, когда большее количество наших людей может участвовать в творческих проектах; но, тем не менее, далеко не каждый может себе позволить приобрести, поддерживать в хорошем состоянии и перевозить всё те же обыкновенные музыкальные инструменты, - эти деньги должны откуда-то браться. Вашей банде понадобится коллективная касса, чтобы платить за всё это. Начинать нужно, вероятно, с того, что участники сложатся и внесут в долю свой частный капитал, - надо надеяться, когда-нибудь она станет самоокупаемой, когда вы будете прочно стоять на ногах, настолько прочно, чтобы даже разойтись. Сопротивляйтесь искушению решить все свои проблемы, пытаясь разжиться на своей банде
- помните, на панк-сцене не так уж и много денег. И чем больше достанется вам, тем меньший доступ к ним будет у всех остальных для своих проектов и потребностей. Ведь вам нужно не жить за счёт банды, а изобрести такой стиль жизни, который позволит вам в ней играть. Ищите других путей удовлетворять свои потребности - ищите хавку на помойках, живите все вместе в одном помещении, развлекайтесь, играя музыку и рисуя граффити, вместо того, чтобы ходить в кино. Возможно, вам придётся зарабатывать деньги во время коротких вспышек наёмного труда - медицинские исследования, уборка урожая, - нанимаясь на некоторое время на какую угодно работу и вовремя соскакивая, чтобы оплачивать свои потребности и оставаться свободными для того, чтобы совершать длинные туры. Это может показаться сумасшествием - добровольный выбор бедности, вечной неопределённости, и исключение из господствующего течения дел в экономике и социальных отношениях только для того, чтобы играть музыку. В безрадостные моменты вам, возможно, будет казаться, что вы изгнали себя из мира за ничто. Но вы вносите вклад в то, что непременно окупится, к тому же, во что-то гораздо более заслуживающее доверия, чем материальное богатство сегодняшнего изменчивого рынка. Вы строите взаимоотношения, сообщество, создаёте совместно используемые ресурсы («социальный капитал») - основу достойной жизни, которую не может гарантировать ни один пакет социальной помощи.


Верность своему слову

Верность своему слову - вот главный принцип, на котором строится социальный капитал. Когда вы отказываетесь от всех этих ложных богатств и утешений капиталистического кошмара, главной необходимостью для вас будет то, чтобы каждый/ая обладал/ а именно этим качеством.
Мир, в котором мы живём, или, точнее, то, в каком мире мы живём, полностью зависит от наших инвестиций: мы продолжаем жить в этом мире распродаж, зарплаты, арендной платы и ограждений, потому что каждое утро все просыпаются и - так как не видят другого возможного выбора - вкладывают свою ежедневную деятельность в то, чтобы выживать в этих структурах, способствуя тому, чтобы они сохранились навсегда. Если вы способны каким-либо образом вкладывать всю свою энергию в создание и поддержание другого мира, мира, размеры которого определяются по крайней мере вашим существованием, - это и есть логика радикального образа жизни. И если человек, в одиночку верящий и живущий против шерсти едва может выжить, не говоря уже о том, чтобы действительно повлиять на что-либо, то маленькое племя людей, поддерживающих друг друга, и обладающих все вместе реальной силой, может здорово разрастись и помочь остальным распахнуть двери их собственных новых миров.

Анархистский панк-рок андеграунд в лучших своих формах и представляет собой сеть таких «племён», объединённых взаимной поддержкой и вдохновением, и помогающих сажать семена, которые могут взрастить новые реальности. В худших же формах - это всего-навсего очередная беспорядочная нездоровая социальная тусовка. Верность своему слову является наиболее критическим и решительным моментом в борьбе между этими двумя воплощениями панк-рока. Группа людей, готовых двинуться в путь, готовых пройти через что угодно, знающих, что они останутся преданными друг другу и своим мечтам даже в самые тяжёлые времена, вовсе не обязательно должна быть пределом совершенства - время пройдёт,
и они научатся тому, чему им необходимо научиться, и станут лучше в том, в чём им необходимо стать лучше. Источник всей той энергии, что идёт на возведение небоскрёбов, написание компьютерных программ и строительство карьеров в горах, - в нас и таких же людях, как мы. Даже такое простое действие, как покупка продуктов или бензина, придаёт огромную силу корпорациям, поддерживающим господствующее положение вещей. Эта же огромная сила принадлежит нам, когда мы вкладываем свою энергию в совместные проекты вместо навязанной рутинной работы. Уже сама свобода испробовать эту возможность, какой бы тяжёлой не оказалась эта попытка, - редкая привилегия в нашем обществе. Но именно поэтому есть ещё больше смысла это делать, ради всех нас, настолько, насколько каждый/ая из нас способен/способна. И участие в панк-рок банде - проверенная модель для такого эксперимента.

Когда вы раздумываете, вместе с какими людьми можно сформировать банду, такие характеристики, как музыкальное мастерство или доступ к оборудованию должны быть на втором плане. К человеку, у которого нет ни того, ни другого, но который одержим жгучим желанием играть, всё это придёт. Самый важный вопрос - действительно он/она заболел/а этим? Точно так же, если вы хотите к чему-то прийти, играя панк или работая в любых совместных группах, то самыми важными качествами, которые вы можете развить в себе, должны быть верность своему слову, преданность, надёжность, ответственность. Не бросайте друзей в сложной ситуации. Покажите им своими действиями, что они могут рассчитывать на вас во всём, что вы совершаете вместе. Когда нас трое, мы можем разделить между собой и свести к минимуму расходы на питание и арендную плату, делать разрывающую душу и разжигающую бунт музыку и объездить с туром весь мир; когда нас десять человек, мы можем выращивать овощи, самостоятельно ремонтировать автомобили и замутить совместное поселение на продолжительное время; когда нас сто человек, мы можем основать постоянную коммуну, организовывать парализующие жизнь города демонстрации и разветвляться по огромной территории, чтобы делиться этими навыками с тысячами новых людей, - но всё это держится на верности своему слову!

Комментариев нет:

Отправить комментарий